Реально ли уменьшить расход горючего? Действительно ли дизель экономен? ГБО – выигрыш или новые проблемы?

Не изменяя стилю, мудреное поэтическое вступление заменим анекдотом.
 Разговор в гаражах:
 — Я установил на свою машину прямоточный фильтр, экономящий 10% бензина, потом спортивную выхлопную, выиграл еще 8%, залил присадку, расход снизился на 12%, добавил ионизатор на топливопровод, еще 5%, купил аэрообтекаемые дворники, еще 2%…
 -ну и что получилось?
 -Так вот: новая проблема – проезжаю километров 200, потом останавливаюсь, сливаю 20 литров бензина, и еду дальше…

Как же уменьшить затраты на топливо, которое дорожает с каждым днем? Часть способов действует и может даже не потребовать дополнительных финансовых вложений, а некоторые наоборот – продукт рекламы, пустая трата денег с нулевым результатом. Попробуем разрушить мифы и оставить только практичную правду.Первый и важнейший шаг – проверка технического состояния автомобиля. Нарушение геометрии ходовой (развал-схождение), подклинивание тормозных механизмов, подшипников, заниженное давление в шинах, несоответствующий размер или тип резины, и другие похожие проблемы могут давать суммарный перерасход даже больше 30%.

Зри в корень. Трудно описать, насколько влиятельный фактор — стиль вождения. Один и тот же автомобиль, но с разными водителями может расходовать топливо с разницей в полтора-два раза. Экономный стиль езды подразумевает спокойное поведение на дороге, без резких ускорений и торможений. Обороты двигателя нужно поддерживать в том диапазоне, где у него наивысший крутящий момент. Переключения на механической КПП стоит делать на оборотах чуть выше средних, на спусках или при замедлении не выключайте передачу – в режиме торможения двигателем прекращается подача топлива, и уменьшается нагрузка на тормоза. На «автомате» старайтесь не «выкручивать» мотор до красного сектора на тахометре. У коробок с адаптивным управлением – агрессивный выезд из стоянки или гаража станет залогом включения спорт-режима и использования лишних литров, потраченных на усиление эффекта «подхвата» двигателя. Планируя маршрут, если есть варианты, лучше поехать более длинной дорогой, если на ней можно реализовать более высокую среднюю скорость. Пробки, «тянучки» всегда уменьшают ресурс механики авто и увеличивают средний расход. На загородных трассах поддерживайте рекомендуемую в инструкции скорость, для большинства автомобилей это 90-110 км/ч. Повышение скорости сэкономит время, но потребует добавки горючего. Если у Вашего автомобиля есть маршрутный компьютер, указывающий моментальный и средний расход топлива – проследите, меняются ли показатели в зависимости от изменения стиля езды. Приноровитесь выбирать такой режим, когда потребление топлива наименьшее.

Двигатель. Используйте подходящее согласно инструкции и сезону масло. Старайтесь избегать присадок, заливаемых в моторное масло. Воздушный фильтр стоит проверять чаще, чем указано в регламенте обслуживания, и менять при видимом загрязнении – наши дороги чистотой не блещут.

Если у Вас бензиновый двигатель, питаемый впрыском (инжекторный), проделайте следующие шаги. Промойте форсунки – но не с помощью присадки, заливаемой в бак, поскольку такой способ поможет помыть бак, поднять из него всю грязь и подать ее в насос и инжекторы. Лучше это сделать на СТО, демонтировав их и промыв на специальном стенде. Правильный распыл топлива улучшает сгорание, неправильный – заставляет водителя больше нажимать на «газ» для достижения привычного ускорения, поскольку топливо плохо смешивается с воздухом и неправильно воспламеняется, отдавая энергию за пределами заданного конструкторами диапазона.

 Та же ситуация со свечами – по истечению ресурса (он указан в справочниках и инструкции для авто) их нужно заменить. Термин «свеча рабочая» — неприменим для современных двигателей. Плохое искрообразование под давлением и при высоких температурах приведет к пропускам зажигания или неполному сгоранию, соответственно к перерасходу топлива. Проверьте на компьютерной диагностике исправность управляющей электроники – например неисправный датчик температуры (это не та стрелка на панели, которая показывает температуру мотора) способен подарить черный дым, плохой запуск и двойное потребление топлива.

Лямбда-зонд или, если проще, датчик кислорода, — контролирует состав выхлопа и помогает готовить правильную горючую смесь, и если он «приказал долго жить», двигатель будет работать в аварийном режиме, снова потребляя больше топлива. Практически все автомобили оснащены катализаторами. Это такой бочонок на выхлопной системе, и он очень дорогой. Еще он со временем перестает пропускать выхлопные газы. Если Вы борец за чистоту окружающей среды – пустите скупую слезу, и идите в магазин автозапчастей, прихватив с собой тысяч 10-20 гривен (разве что, у Вас Lanos, тогда берите только 3500грн.). Если же Вы абсолютно бессовестны по отношению к экологии, просто заедьте на СТО, где смогут «выбить» внутренности катализатора или вмонтировать «пустышку». Этот способ неприменим к автомобилям, имеющим дополнительный лямбда-зонд после катализатора.

Дизелеводам стоит после зимы поменять топливный фильтр — парафин в нем будет, несмотря на подогреватели. Если автомобиль имеет пробег 150-200 тыс. км и больше или есть нарекания на приемистость, или имеется плохая заводка – возможно, стоит проверить топливную аппаратуру на специализированной СТО. Мешок денег в таком случае будет очень кстати.

За комфорт надо платить. Откажитесь от кондиционера, но не открывайте окна и люк. Неважно, что рубашка насквозь мокрая – все и так знают Вас, как жмота. А если Вы действительно такой, то тратить топливо на мощную аудиосистему, подогреватели сидений, противотуманные фары и холодильник Вы не будете, так как у Вас и так этого всего нет.

Топливо. Ваш автомобиль в отличном состоянии, и всего несколько месяцев назад он покинул автосалон, а расход далеко не тот, что заявлен в каталоге. Возможно, на самом деле потребление топлива в норме, вот только заливают его меньше. Не секрет, что качество горючего также желает лучшего. Поэкспериментируйте с различными АЗС, возможно проблема там, где работают находчивые заправщики, использующие как высокооктановую присадку ослиную…

Не стоит рисковать покупать дешевое горючее у дальнобойщиков или трактористов – затраты на ремонт потом не оправдают такую экономию. Переход на более низкие сорта бензина вряд ли оправдан, пусть он дешевле, но напротив — возрастет расход.

Все описанное ранее относилось к категории реальности. Но в жизни попадаются и мифы, а также полумифы. Одним из таких полумифов является установка и использование газобаллонного оборудования (ГБО).

В Украине предлагается два типа газового топлива – пропан и метан. Первый вариант – газ дороже, ГБО дешевле (от 3000 грн), пропан есть на большинстве обычных АЗС. Второй – ГБО немыслимо дорого (от 8…10 тыс. грн), газ дешевле, но только на специальных АГНКС. Там же есть очередь из грузовиков и автобусов, а также таксистов, что может сказать только об одном – ждать заправки придется долго. Общее у газовых систем – они добавляют вес машине, занимают багажник, усложняют конструкцию, на ГБО нужно чаще заправляться, двигатель ощутимо теряет мощность, а в некоторых случаях и ресурс. Если в придачу установка проводилась «у дяди Пети», то прибавьте конфликты электроники, сгоревший бензонасос, залипшие форсунки и отравленный лямбда-зонд. Ну, и еще как бонус, плохой запуск, неровная работа двигателя на холостом ходу, неудовлетворительная работа на бензине. Еще ГБО после установки в течение 10 дней нужно «вписать в техпаспорт». Это стоит времени, денег и нервов. Расход в денежном эквиваленте (литров и «кубов» идет больше бензина) снижается примерно на 20-30% на пропане и 30-40% на метане.
 Действительно это эффективно на коммерческом транспорте, который делает большие пробеги, чаще всего в черте города. Если машина нужна только для езды на дачу весной 3 раза и 4 раза осенью, то оправдание затрат на установку ГБО займет примерно 100 лет.

Ради справедливости вспомню о ГБО 4-го поколения, которое корректно сживается с системами автомобиля и, вроде бы, неплохо работает, несмотря на его стоимость. В общем, экономия появится только после определенного пробега, до того Вы просто будете компенсировать стоимость ГБО. Таблицы с расчетом фантастической экономии Вам всегда будут рады дать на любой станции по установке ГБО, в количестве, которое поспорит с количеством литературы, раздаваемой фанатиками религиозных сект. Вообще тема газа на авто довольно спорная и обширная – возможно, уделим ей больше внимания в следующих материалах.

Тюнинг визуальный. Дополнительные зеркала, фары, антенны, спойлеры и дефлекторы создают дополнительное сопротивление воздуху на скоростях выше средней, соответственно и расход больше. Хотя некоторые любители синих лампочек на капоте ответят: «хороший понт дороже денег».

 Тюнинг электронный. Инженеры ломают голову годами, а менеджеры, скрипя зубами, разрешают потратить очередной миллион на исследования, чтобы в конечном результате потребление топлива упало на 100-200 грамм. «Кулибины» из гаражей убеждают, что их «коробочки» с проводами способны творить чудеса и экономить 20-30% бензина. Только купите их «произведение инженерной мысли». Это миф. Чип-тюнинг может добавить мощность, снизить ресурс, повысить выброс вредных веществ. Экономить он не поможет.

Различного рода приспособления, надеваемые на топливопроводы – магниты, ионизаторы, структуризаторы и прочие творения «кооперативщиков». Может ли быть от них польза – да, безусловно. Но только для тех, кто их производит и продает. Для владельца автомобиля это только трата денег впустую и ничего более.

Присадки, обещающие разноцветными надписями чудеса и глобальное сбережение средств. Некоторые из них, известных производителей, действительно улучшают характеристики топлива, но стоят дорого. Дешевые могут еще и навредить, отравив лямбда-зонд или заклеив катализатор, или просто сжечь клапаны.

Прицеп, багажник на крыше, лишний груз, попутчики, которые не платят за проезд, также негативно сказываются на потреблении топлива. Если не боитесь запачкать салон – можете брать «автостопчиков», несколько гривен покроют часть затрат на заправку.

Если у Вас есть математические способности, следите за предложениями и акциями на АЗС – изредка, покупая топливные карточки и принимая участие в бонусных программах, можно выиграть несколько гривен или литров. Ну, или шапку, например.

Наконец, глупый совет, и если Вы его послушаетесь – Вы не автомобилист. Часть поездок можно переложить на колеса общественного транспорта. Да, пропадет комфорт и мобильность, появится привязка к графикам и остановкам, но сэкономленные ресурсы вечером можно будет потратить на пиво, ведь ездить за рулем Вы все равно отказались.

Как снизить расходы на топливо?